Цветы нежных фудзи…

Цветы нежных фудзи, что льются волною, …полюбуйся их полным расцветом!

Бренды — это понятные образы, привычные ощущения, стереотипы поведения и стандарты качества.

Бренд Kenzo — привычная повседневность во флере Праздника. Отголоски детства сквозь музыку, смех и пение японских гейш…

«Экзотика — я сам»

Цветы нежных фудзи…

«Из двух основных направлений в кимоно — простого строгого и красочного, как японский театр Кабуки, — я предпочёл второе. Когда-то, когда я только учился шить платья для кукол своей сестры, я мечтал, что однажды стану одевать круглоглазых дочерей далёкого Запада. Но в Париже нужно было нечто, к чему не привыкли, и я подумал, а почему бы мне не смешать традиционную японскую одежду, кимоно, с западной?»

На первом показе присутствовало всего 50 человек. Яркие кимонообразные одежды поначалу больше веселили, чем восхищали. Но запомнились — необычно.

На следующий день состоялось открытие его первого парижского бутика Jungle Jap — маленького магазинчика с огромной розовой розой на стене… Действительно, необычно. В 80-х необычность Кензо проявилась в полную силу: площадь Виктуар была затянута полотном и засыпана золотой пылью, через год вокруг одного из замков Бордо рассыпали веером роскошные шатры, чуть позже — разноцветные гирлянды из десятков тысяч горшечных цветов на знаменитом в Париже Понт Нефе… Красочные, экзотические мини-праздники — независимо от погоды и времени года! Показы-символы для самых символических мест Парижа. Коллекции — россыпью впечатлений, фейерверком красок: «Мне нравится познавать новые культуры, новые страны, новых людей».

Из всех тех мест, где довелось побывать Кензо-модельеру: туники Мао, платья инфант с картин Веласкеса, платья с брюками из Вьетнама, униформы королевских гвардейцев и пышные чешские юбки. «Костюмы со всего мира имеют очень много общего… Деревья зелёные, все деревья — зелёные. Мы видели столько зелёных деревьев, что уже забыли о том, что деревья бывают и розовыми. Но если бы все деревья были розовыми, я бы обязательно показал вам зелёное дерево».

Самый «простой» дизайнер из Страны восходящего солнца для многих — загадка: «Всякая вещь являет себя чем-то большим по сравнению с тем, что она есть фактически. И только в перспективе она способна приобретать символический характер. Например, звук. Он воспринимается не как звук в своей отдельности, а как множество отзвуков. Это равновесие и есть главная необходимость. Любого творчества». Для творчества Кензо — аксиома. Для жизни — имитация души Японии в самом сердце Парижа: чайный домик, пруд с золотыми рыбками, сад… из камней. Сувениры со всего мира: японские церемониальные занавесы с изображением рыбы — зодиакальным знаком Кензо, африканские статуи, слоны-талисманы — сотнями, по всему дому, на коврах, старинных гравюрах, из дерева, бронзы, фарфора…

«Я мечтал иметь настоящий японский сад в Париже. Это безумие, но я пригласил пейзажиста из Японии и даже привез из Японии камни».

Изысканно, просто и очень по-японски. «Экзотика — я сам!»

Стиль Кензо

Цветы нежных фудзи…

Объемность, облака одежд-образов, декорированных цветочными и лиственными эпитетами, шёлковыми метафорами, прозрачными парадоксами: «Цветы нежных фудзи, что льются волною, …полюбуйся их полным расцветом!» (Яманобэ Акахито)…

В калейдоскопе цветов и линий неизменна основа — национальный японский костюм. Остальные элементы — как приложение, из чужой истории: испанские болеро, традиционные австрийские жакеты, индийские брюки, китайские туники и т.д.

Цветы и листья — особая форма выражения любви к жизни. Учитывая происхождение знаменитого «парижского японца», — естественно. Для выходца из страны цветущих сакур гармоничность в одежде — не столько условие, сколько норма. Японцы на подсознательном уровне не воспринимают облегающую одежду: «Телу нужно пространство. Как в физическом, так и в духовном смысле». Поэтому и Мияке, и Ямамото, и Кензо, и Кавакубо, не сговариваясь, ввели в европейскую моду простор и объемность, в одежду — «междустрочье». Всё гениальное просто.

До Кензо haute couture — что-то вроде параллельной вселенной. Идеальность, несовместимая с бытом и буднями. Кензо рискнул предложить Парижу новый стандарт, свое понимание haute couture — одежду, в которой удобно быть, находиться и даже мечтать. Одежду для всех! Мужчин и женщин, детей и подростков, богатых и не очень.

Стиль тут же окрестили «новым деконструктивизмом» (couture destructuree), хотя сам Кензо определил его как «разрушающий haute couture»: вселенная для того и существует, чтобы быть наполненной смыслом. Изнутри, а не наоборот.

Кензо сложно скопировать, непросто повторить, но для поклонников его минимализм был и остается любимым и утонченно простым: силуэты, похожие на детские, полудетские шорты до колен, мини-пальто, платья-свитера, огромные береты, рукава-кимоно. Дизайнер обожает всевозможные принты в виде имитации расцветок на шкурах животных, вариации на тему шотландки и неожиданные, непривычные для европейцев, цветовые сочетания.

Ещё в начале пути, когда Кензо только учился работать с европейскими тканями и расцветками, всматриваясь в открытия признанных мастеров, он ни минуты не переставал мечтать о собственной модной галактике. Гораздо большей, чем могли уместить стены его Jungle Jap…

«Когда ты вынужден реагировать на тенденции, которые тебе не очень близки, это лишает свободы. А мода — это всего лишь календарь. Главное — не изменять себе». Поэтому женщина от Кензо всегда «мгновенна» и никогда не «чересчур»: зачем превращать симпатию в абсолют, если с модой интереснее играть и веселиться? Откровенная сексуальность и стереотипность силуэтов обезличивают женщину и лишают главного — загадки. Поэтому её образ от Кензо наполнен типично женскими очаровательными увёртками, слабостями, игрой и сменой настроений — в тканях, покрое, элементах отделки, аксессуарах. Очаровательный миниатюрный домик-мир с окнами на дома-миры: «Островки… Островки… И на сотни осколков дробится. Море летнего дня» (Мацуо Басе). «Мне нравится разделять любовь, красоту, душевное спокойствие. И мне хочется постичь это».

Мужчина? «Шкатулка с секретом». Снаружи — точность, лаконизм, когда сдержанные, когда — с весельем: вроде ансамбля из полосатых брюк и элегантного пиджака в цветочек… Чтобы заинтересовать секретом внутри.

Молодёжную моду дизайнер разбавил неагрессивным бунтом и мягким юмором. Получилась славная графическая смесь узорчатых и разноцветных пятен. Клетка — с полоской, «звери — в цветах», романтика — с брызжущей во все стороны энергичностью. Совсем как на каникулах: жизнерадостно и нескучно.

Повседневность-Праздник

«Мне нравится веселье, а Париж к нему особенно располагает. Но ведь и Мир прекрасен!» Кензо всегда оптимистичен: в каждом слове-одежде, в шелесте шёлков и мягкости праздничных ароматов.

Он стал одним из первых модельеров, превративших показы в красочные шоу. Его «повседневность» (вещи в стиле casual) — с привкусом праздника: «Ни в одном уголке мира я не чувствовал себя так хорошо, как в Париже. Здесь каждый камень, каждое облако, каждый прохожий помогают мне в творчестве». Поэтому: высококачественный хлопок, удобные и широкие прорези для рукавов, плавная линия плеча, чистота и глубина натуральных красок — цвет лимона, зеленого яблока, утренней лазури. Для него нет ничего прекраснее быстротекущих мгновений. Даже во флаконах духов, например, Kenzo de Kenzo Le Monde Est Beau — отражение лета, солнечные искры, шум набегающих волн, тепло морской гальки, зажатой в ладошке, цветы и фрукты… Kenzo de Kenzo для Нее. Или для Него — Kenzo pour homme, во флаконе, напоминающем ствол бамбука. Ароматы Кензо, как и его одежды, — многослойные, многозначительные, лёгкие и запоминающиеся одновременно. Они дополняют и продолжают друг друга — ощущением хорошего настроения, праздничным легкомыслием, цветной эйфорией, коктейлем вкусных оттенков. Одним словом, «прогулка по солнечной стороне жизни»!

«Мастерская чувств»

Кензо уходил из моды, когда хотел передохнуть. И возвращался, когда переполняли впечатления. Менялись уровни, но не прежняя философия. «Мастерская пяти чувств» Gokan Kobo — привычное восприятие мира, но иным — скользящим, рассеянным взглядом: «Мы видим всё целое и тут же все его части. Например, дерево и — каждый его листок. Мгновение переменчиво, его нельзя остановить. И повседневность изменяется бесконечно. Поэтому требуется собранность и утонченность всех человеческих чувств».

От дизайна одежды — к декору

Цветы нежных фудзи…

В октябре 1999 года «самый европейский из всех японских модельеров», или «великий Белый дизайнер» (благодаря невзначай оброненной кем-то фразе), показал любимому Парижу последнюю коллекцию pret-a-porter весна-лето 2000 с ретроспективой трёх десятилетий творчества. После чего оставил Дом, назначив преемников: «Они хорошо прочувствовали дух марки и могли бы привнести нечто своё, новое. Чтобы стиль Дома эволюционировал и дальше», — 38-летнего француза Жиля Розье, ответственного за женскую линию одежды, и его ровесника, датчанина Роя Крейберга, — за мужскую… «Хочу взять год-полтора для переоценки ценностей, отдохнуть, набраться сил. Хочу много путешествовать — просто для удовольствия, хочу посвятить себя тому, на что раньше не хватало времени. Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег. Нужно много работать и многим делиться. И почаще устраивать себе праздники — уезжать туда, где голубое небо, золотистый песок и жаркое солнце. А потом возвращаться и начинать всё заново». Когда вернулся: «Сказал себе, что отныне моя работа будет связана с декорированием». И отрыл «мастерскую» Gokan Kobo.

Его Дом, как и прежде, успешен. Сегодня это целая империя, приносящая своему создателю почти 200 миллионов долларов в год. Ученики продолжают дело Учителя, хотя вместо Розье теперь Антонио Маррас. А под маркой Кензо продолжают появляться замечательные повседневно-праздничные вещи, вещи для жизни: обувь, аксессуары, бижутерия, косметика, парфюмерия, посуда и предметы сервировки, текстиль и аксессуары для дома. И, конечно, одежда, в которой, как и раньше, — «широко расправленные крылья фантазии, свобода мыслей, чувств и идей».

Кензо уникален. Он единственный, кто сумел сплести в единую стилистическую нить все нюансы человеческого восприятия, все его пять чувств: «Если научиться смотреть на мир рассеивающим взглядом, самые обычные вещи превращаются в эстетическое наслаждение». От наслаждения терпкими и свежими ароматами — до наслаждения при соприкосновении тела с одеждой из редких тканей. От наслаждения музыкой, сопровождающей его показы, — до наслаждения комфортом внутри себя. На одном полотне — Восток и Запад, Токио и Париж, весь мир Кензо. Хотя: «Если бы я начинал сейчас, я бы остался в Токио».

ФАКТОГРАФИЯ:

27 февраля 1939 года в провинции Хиого, в деревушке у подножия древнего замка Химейи, в семье владельца чайного домика родился пятый ребёнок — Кензо Такада (Kenzo Takada). Кензо должен был стать литератором. Но, ещё учась в школе, он увидел в журнале Sunflower модели, поразившие его воображение, после чего попросил родителей позволить ему посещать ту же школу модельеров, что и его сестра. Родители отказали ему, и он стал изучать английскую литературу в университете Kobe Gaibo. Однако, проучившись семестр, он оставил университет и уехал в Токио.

1958 г. Кензо стал первым юношей, которого приняли в старейшую японскую женскую школу модельеров Bunka Gakuen в Токио. Чтобы заработать на учёбу, ему пришлось работать подмастерьем маляра за семь долларов в месяц.

В конце 1960 г. Кензо выиграл престижный приз Soen и тут же был принят на работу в универмаг Sanai — шить одежду для девочек. Кензо демонстрировал необыкновенную работоспособность: около 40 новых моделей ежемесячно. Но спустя 3-4 года дизайнер понял, что эта работа не для него.

В начале января 1965 г. Кензо приехал в Марсель и тут же уехал в Париж, где снял маленькую квартирку на Монмартре. Он не говорил по-французски, у него не было ни работы, ни денег, поэтому он больше молчал, смотрел и слушал. Но первые показы, которые он посетил — Кардена, Диора, Шанель, — показали ему, насколько далеки haute couture и pret-a-porter от реальной жизни и людей, и насколько необходимо искать свой путь.

1970 г. Кензо создал первые 30 моделей, после чего его пригласили в Pisanti, и он стал осваивать технику работы на разных тканях, параллельно начал делать модели для Rodier, а также журналов ЕНе и Jardins des Modes.

70-е — звёздное десятилетие Кензо. Создавая по пять коллекций в год, он избавил одежду от застёжек-«молний» и пуговиц, от облегающего кроя и вытачек. Исключительно прямой, свободный, чистый крой, нестандартные цветовые сочетания и ритмы.

14 апреля 1970 г. Первый показ Кензо. Для изготовления одежды он использовал японские хлопчатобумажные ткани и отрезы, которые купил на рынке Saint Pierre: «Когда я приехал в Париж, первое, что меня потрясло — рынки. Здесь они на каждом шагу, это повседневная жизнь, и это гениально». На следующий день вместе с Атсуко Кондо, сокурсницей по колледжу, Кензо открыл первый бутик — Jungle Jap. Дизайнер случайно нашёл полуразвалившийся старинный магазинчик, в котором своими руками (!) сделал ремонт и создал недорогой, но очень оригинальный интерьер. Спустя год американский Vogue назвал бутик Кензо новой ступенью в развитии парижской торговли готовой одеждой.

1972 г. Кензо устроил грандиозное дефиле на вокзале Orsay, и вскоре его наградили премией Клуба редакторов моды Японии.

1975 г. Первый показ Кензо в Японии. Токио принял своего дизайнера с восторгом, а два года спустя такой же успех ожидал его в Нью-Йорке.

1976 г. Кензо основал собственный лейбл и выступил режиссером фильма Dream after Dream.

1983 г. Открытие первого бутика Kenzo в Нью-Йорке и линии мужской одежды.

1984 г. Кензо получил почётный титул Кавалера Ордена Искусства и Литературы.

1985 г. Приз Mainichi Fashion Prize.

1986-1988 гг. Запускаются новые линии: Kenzo Jeans, Kenzo Junior, Kenzo Bed Linen, Kenzo Enfant, Kenzo Bebe, Kenzo City.

Сегодня Kenzo — это одежные линии: Kenzo Homme, Kenzo Jeans, Kenzo Jungle, Kenzo Enfant, Kenzo Bebe, Kenzo Accessories, Kenzo Maison, а также женская и мужская парфюмерия.

1988 г. Кензо выпустил свой первый парфюм.

1990 г. Империя Кензо расширилась за счёт мужских коллекций, коллекций джинсов, детской одежды и, конечно же, абсолютно уникальной парфюмерии.

1993 г. Процветающую фирму Kenzo купила группа LVMH, владеющая большинством французских модных Домов. Впервые Кензо смог позволить себе роскошь заниматься просто творчеством, не вникая в бизнес.

1999 г. Кензо Такада был награждён американской премией мира — Time for Peace Award («Время мира») — «За космополитическую карьеру и стиль, впитавший в себя отголоски самых различных культур и традиций». Как благодарность за позитивные ценности, которые он пропагандировал в течение 30 лет. Подобная награда впервые была вручена модельеру. Кензо представил публике Платье Мира — первый наряд haute couture, расшитый цветами сакуры в ателье Франсуа Лесажа. В этом же году Кензо создал свою последнюю коллекцию в стенах собственного Дома моды. Эстафету перенял холдинг LVMH, а художественным директором Kenzo стал Жиль Розье. Кензо тем временем создал новый лейбл Yume, затем — коллекцию одежды в японском стиле для крупнейшего в Европе каталога La Redoute.

2001 г. Ученик Кензо Розье представил коллекцию на тему экзотических тропиков, основным стилистическим приемом которой стала яркая и роскошная вышивка на белой и серой ткани.

2004 г. Неделя высокой моды в Париже — великолепно исполненная учениками Кензо коллекция: выразительные эмоции, игривость, лёгкость и гармоничное сочетание разных культур. Идеальное воспроизведение, но всё же воспроизведение работы самого Кензо.

2005 г. Кензо вернулся на подиум Парижской недели моды. В рамках официального расписания легендарный японский дизайнер продемонстрировал небольшую коллекцию «удобной одежды для повседневной носки и путешествий»…

Оцените статью