Парадный автомобиль прижился и в Америке, и в Великобритании, и, благодаря Николаю II, в России. Конкуренция совершенствовала четырехколесные повозки как с технической точки зрения, так и с точки зрения роскоши и комфорта.
Первые автомобили строились штучно, стоили дорого и воспринимались покупателями как предмет роскоши. Позволить себе их иметь могли только августейшие особы. Но постепенно их становилось всё больше и больше… Чтобы оставаться предметом роскоши они должны были становится комфортнее, богаче и эксклюзивнее. Так появились лимузины…
Звездный автомобиль
Первый Lincoln модели 413В в 1939 году заказал Франклин Делано Рузвельт. С тех пор Lincoln был и остается любимым автомобилем президентов Америки. Так, Lincoln Cosmopolitan 1950 года уже был снабжен поручнями, ступеньками, удлинённым задним бампером для размещения охраны и прозрачной крышей. Президент Кеннеди в 1961 году заказал удлиненный Lincoln Continental. После его убийства в 63-ем исчезли лимузины-кабриолеты, а лимузины президентов стали бронировать. В середине ХХ века Lincoln на пьедестале потеснил Cadillac. Ему симпатизировал Рейган и Билл Клинтон. Кстати, последнее, что сделал Клинтон на посту президента — это заказал новенький пульман-лимузин «Кадиллак Де Виль», но поездить на нём не успел. Однако с тех пор Cadillac является официальным автомобилем госдепартамента США.
В России дела обстояли несколько по иному. Николай II не имел четких автомобильных пристрастий — в его автопарке насчитывалось 40 автомобилей самых разнообразных марок (среди них «Роллс-Ройс 40-50», «Рено-40», «Пежо-148», «Мерседес-Найт» и наиболее часто используемый «Делонэ-Бельвиль»). Иосиф Сталин, несмотря на показную любовь к «Зис-110» предпочитал американские автомобили (его любимцем был американский «Паккард», по образу и подобию которого и разрабатывался новый ЗИС).
Любимым автомобилем Никиты Хрущева был «Зил-111Г»(1963-1967), созданный по образцу и подобию «Кадиллак». Леонид Брежнев очень любил автомобили, у него их было больше ста. Нередко, возвращаясь из зарубежных поездок, привозил очередной подарок — новейший престижный автомобиль…
Многие десятилетия официальным автомобилем Советского Союза был ЗИЛ-лимузин разных моделей. Теоретически такую машину можно арендовать и сейчас. Однако россияне предпочитают комфортные и изящные зарубежные лимузины… из тех, на которых ездят президент Америки и августейшие особы старой Европы. Некоторые — по стопам Президент России Бориса Ельцина — выбирают «Мерседес-Бенц» с кузовом пульман-лимузин на базе модели «S-140».
На чем поедем?!
Исторически слово «лимузин» означало большой, мощный автомобиль с раздельным салоном для водителя и пассажиров. Первые длинные VIP-лимузины появились в Америке в 20-х годах прошлого века. Второй скачок интереса к длинным и роскошным автомобилям пришелся на 50-е годы. Именно тогда лимузины стали оборудовать по индивидуальному заказу. Так, Элтон Джон свой 9-метровый лимузин превратил в компактную музыкальную студию, установив в нем синтезатор и 11 динамиков (ещё один, двенадцатый — в отгороженной стеклом водительской части, чтоб и шоферу не скучно было). Самый длинный же лимузин — 22-метровый белый Lincoln Town Car стретч — принадлежит арабскому шейху Хамад Бин Хамдан Аль-Нахьян. Стоит ли говорить, что на внутренней отделке и начинке хозяин также не экономил?! Это средство передвижения даже занесено в книгу рекордов Гиннеса. Впрочем, столь же длинные лимузины с недавних пор можно увидеть и в Петербурге. Даже больше — петербуржцы могут прокатиться на любой из перечисленных выше легендарных моделей. Однако, как считают представители транспортных компаний, выбор машины, исходя из её марки, канул в прошлое. Современные молодые люди гораздо больше внимания уделяют «начинке» и вместимости автомобиля. Логика проста — зачем брать красивейший пусть и ретро, но всего лишь 9-тиместный лимузин, когда можно доплатить и взять 20-тиместный Хаммер, оборудованный сверхъестественной подсветкой и стереосистемой. Другое дело, если Ваша свадьба в целом выдержана в ретро-стиле. Тогда без Excalibur Phantom Stretch Limo не обойтись. Но он столь мал и тесен по сравнению с новинками мира лимузин, что требует дополнительной аренды микроавтобуса для гостей. Самые востребованные сегодня автомобили марки Lincoln, традиционно рассчитанные на 9 пассажиров. Однако комплектации у современных линкольнов весьма различны. Эксклюзивные автомобили надо заказывать за 3-4 месяца до торжественного дня. Прежде чем подписывать договор непременно осмотрите лимузин (как снаружи, так и изнутри) оцените его возможности (порой на фотографиях цвет обивки салона кажется светлее, чем есть на самом деле, да и кресла на проверку могут оказаться не такими удобными, как описано в буклете!). Только после этого подписывайте договор (в нем указываются характеристика автомобиля, время прибытия, количество мест, время проката, цвет, украшения, адреса и маршрут прогулки).
И — в назначенный день и час — чувствуйте себя первыми лицами страны или… кумирами миллионов!