Народные поверья в свадебной обрядности

narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-1-4665938

Где я? Вы здесь: Журнал › Свадьба › Традиции

К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоявшего из нескольких этапов, венцом которого была сама свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, то есть заключение церковного брака, а не только гражданской регистрации в ЗАГСе.

Как же происходила традиционная свадебная церемония, игра свадьбы? Каковы были обычаи и обряды предсвадебного периода? Что утеряно, забыто и кануло в пучину времени? Совершим же экскурс в нашу историю, чтобы увидеть и почувствовать забытые традиции прошлого, мистерию свадьбы, ее красоту и поэтичность.

Жених и невеста — прекрасные слова! Эти слова-названия закрепляются за молодыми людьми, решившими соединить свои судьбы, вступить в брачный союз, — после помолвки, сговора (по-старинному) — и окончательно упрочиваются за ними лишь со дня обручения.

narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-1-4665938narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-2-7937411narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-3-1446428narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-5-4470835

Со временем быт изменялся, многие традиции забывались. Добрый молодец находил по сердцу и по мысли девушку и тайно любил ее. Эту тайну он долго носил в себе, пока, собравшись с духом, не открывался в этом отцу и матери, и просил их благословения. Они, если не находили ничего предосудительного в его выборе, а избранная девушка также нравилась им, благословляли сына. После этого он представлял своим родителям свата, которому во время угощения давалось наставление: чего требовать за невестой в приданое.

Образованность, гражданская жизнь и светская изысканность хотя и имеют сильное влияние на свадебные обряды, все же свадебная мистерия, ее поэтичность, великолепие, открытость и некое творческое таинство, широта, народное празднество, как залог бессмертия на земле, с некоторыми издержками еще было живо в русских и украинских селах, а также в небольших городах в начале XX века и до его середины.

Творец, создав первых двух людей, соединил их и благословил. Этим он утвердил, что ни многоженство, ни многомужие не соответствуют природе человека, поэтому единоженство утвердилось во всем христианском мире. Оно водворяет семейное спокойствие, облагораживает и возвышает чувства человека и укрепляет священный союз любви. Любить многих одновременно нельзя, если любят многих, то это не любовь, а чувственность, секс.

Этнографическая картина свадебных обрядов России разнообразна, но корень, смысл и суть у них одни: соединение двух ветвей, двух родов через союз молодых, через рождение новой семьи! Все это происходит в форме свадебной обрядности, игрища, торжественного пиршества. Предшествует всему сватовство, в этом слове гнездится самоё слово и действо его — свадьба.

Время брачного союза земли с небом (возврат весны, богини Лады) с ее благодатными ливнями — обычная пора свадеб в городах и селах (наз. Красною горкою); это — воскресенье Фоминой недели, вторая неделя после Пасхи Христовой. В это время Небеса чреватеют и рождают малютку-молнию: Перунова (Перун — бог грозы) палица трется о тучу. В «Ведах» говорится, что муж и жена — это подобные палицы для возжигания огня путем трения.

С мехами и овечьими шкурами, как символами дождевых облаков, дающими плодородные дожди земле, также соединяются счастливые приметы. Вывернутый тулуп, овчина и соболья шкура предохраняют жениха и невесту от действия нечистой силы и злых чар, наделяют их чадородием, счастьем и богатством.

В некоторых уездах молодые первую ночь проводили в овчарне или в скотной избе. Народные верования, поэтическое воззрение славян на природу родили в сознании народа множество образов, метафор, а кроме того, древний человек был почти неотделим от природы, он сам был природой, ее мыслью, душой и действом. Поэтому во всех традициях, обрядах и особенно в свадебном обряде была необходимость соглашения желания смертных с волей богов.

narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-7-9749971narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-9-6863825narodnye-poverya-v-svadebnoy-obryadnosti-10-3527161

Уже в начале XX века было забыто такое действо, как осыпание молодых зерном, злаками, орехами — символами плодородия и повторяемости жизни. Древний человек придавал большое значение чадородию; с одной стороны, он желал увеличения своего рода, увеличения числа работников и работниц, защитников, а с другой — боялся пресечения своего рода, что считалось большим грехом.

Поскольку воду считали источником плодородия земли, молодых обычно водили по берегу реки или озера, чтобы они были здоровыми и плодородными, как земля, и сильными, как вода…

У раскольников существовал и до сих пор сохранился обычай, в силу которого молодой парень, сговорясь с девицей, отправлялись к заветному дубу (дуб — священное дерево Перуна), объезжали его три раза кругом и брачный союз считался заключенным. «В лесу родилась, пням молилась», — говорили по этому поводу.

Удаление летнего солнца на зиму — похороны славянского бога солнца и любовных утех Ярилы. Изображение его делалось с детородным членом внушительных размеров и полагалось в гроб. (У индусов фаллос — бог Шива, изображается в виде детородного члена.) Похороны сопровождались плачем и завыванием женщин; так же, как у финикийцев и других народов смерть фаллоса оплакивали женщины.

Эмблема супружеской связи — кольцо — в народной символике получает метафорическое значение женского детородного члена, а палец, на который оно надевается, отождествляется с фаллосом.

По мере развития сознания человека, его окультуривания и принятия христианства, золотое обручальное кольцо стало отождествляться с солнцем (муж-солнце), а серебряное обручальное кольцо — с луной (жена так же, как и луна, отражает солнечные лучи, т.е. она — отражение воли мужа).

Первые дожди, по древнему поверью (мертвые, мертвая вода), стягивают рассеченные члены матери-Земли, а следующие за ними — (живые) дают зелень и цветы. Живая вода возвращает к жизни. Вино — метафора дождя. «Будь силен, как ветер, здоров, как вода, плодороден и терпелив, как земля» — так говорили наши предки. Поэтому обряд «пропоя» по своему смыслу есть пожелание молодым здоровья и чадородия, ибо родичи пили вино, мед-пиво в честь молодых, которые так же, как и дождевая, «живая вода», оплодотворят и украсят землю. Всем пиршествам наши предки придавали важность и степенность, как, впрочем, и всем обрядам.

В религиозные празднества в честь развеселых богов Бахуса и Вакха в античные времена пили сому и амврозию, затем по прошествии времени вино пили только для игры и веселья, но более в силу традиции. Мало-помалу жертвы богам превратились в шумные попойки, чем и грешил наш свадебный обычай.

Метки: поверья, Россия, славяне, традиции

Оцените статью