Где я? Вы здесь: Журнал › Дети › Воспитание ребенка
Начнём, пожалуй, с умения регулировать собственное поведение. Произвольность поведения в дошкольный период связана с этим обстоятельством. Неумение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности.
Реальный пример
По словам нескольких родителей, им трудно усадить ребёнка за уроки в определенное время и сразу включить его в работу, то есть исключить долгую «раскачку». Для некоторых наших детей это уже типичный стиль поведения. Страдают родители, но страдает, будьте уверены, и ребёнок. В школе дело обстоит иначе. Здесь учитель действует на ребят мобилизующе. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как учитель. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он или не умеет их давать себе, или не умеет выполнять. Следовательно, научить детей учиться — значит научить их организовать внутреннюю умственную деятельность и своё внешнее поведение. Рассмотрим, что можно и нужно делать в таких случаях. Но сразу надо оговориться, что это долгая и нелёгкая работа, не следует ждать мгновенных результатов и опускать руки при первых неудачах.
Первый этап
Научить сосредотачиваться на выполняемом деле. Здесь помогут игры (например, лото) которые требуют, чтобы ребенок был внимательным. Играть надо строго по правилам, без скидок на возраст. Проворонил какую-то карточку, оставил окошко незакрытым, значит, проиграл. Не позволять бросать игру и уходить, игра должна быть доведена до конца. Сначала можно дать одну карточку с 6 картинками, затем, когда ребёнок научится внимательно следить за игрой и не делать пропусков, можно ввести ещё одну карточку, уже с 10 картинками.
Второй этап
Выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребёнка зовут кушать, он должен немедленно прекратить игру, убрать всё за собой и идти к столу (лучше заранее предупредить об этом). Совершенно недопустимо позволять малышу игнорировать родительские указания. Надо просто после первого же приглашения пойти к ребёнку и привести его с собой, не давая воли эмоциям, обращаясь с ним твёрдо и спокойно.
Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой маленького школьника. Не нужно требовать, чтобы он всё время ходил по «струнке». Пусть у него будет свободное время, когда он остается сам с собой, но очень важно приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой.
Вы, наверное, были свидетелями таких сцен. Ребёнок не столько ест кашу, сколько строит из неё домики и фигурки. А родители не обращают внимания. Пришёл с прогулки, снял один ботинок или валенок и пошел скакать на одной ноге по комнате с другим полуснятым валенком. Смешно. Опять без внимания. Пошел в ванну мыть руки — опять забавы с водой. Родители в таких случаях не должны быть пассивными наблюдателями. Иначе то же самое будет происходить и во время домашних занятий. Надо научить, а вернее, приучить ребёнка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Справившись с этой задачей, можно начать давать ему самостоятельные поручения, которые должны быть посильны ребенку. Потом эти поручения могут перейти в постоянные обязанности. Главное, они должны быть постоянными, и старшие не должны делать за ребёнка то, что он забыл или просто не захотел сделать. Умение управлять своим поведением — это общее свойство личности, выработать его в каком-то одном виде деятельности невозможно. Оно должно проявляться во всех видах деятельности. В этом случае оно распространяется и на учёбу.
Много может дать все та же игра, правила которой меняются по степени трудности. Можно загадывать друг другу у карты географические загадки (спросить, где море Лаптевых; нашел — плюс, проиграл — минус), устраивать шахматные или шашечные состязания. Полезно читать вместе книги, о чём говорилось в первом классе. Учить чинить утюг, пылесосить, убираться по дому. Не надо думать, что у школьника, кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, которому требуется в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им.
Теперь о режиме
Казалось бы, не все ли равно, в какое время ребенок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это не так. Специальные исследования показали, что ребята, которые хорошо учатся, имеют твёрдо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Ребята признавались даже, что когда приближался час приготовления уроков, у них пропал интерес к играм. Это не случайно, конечно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий. Надо садиться за уроки в одно и то же время. Поначалу это трудно, но потом становится всё проще.
Все беды детей от нас, взрослых, — родителей, учителей!
Метки: занятия, планирование, привычки, учёба, школа, школьники