Как ребёнка усадить за уроки?

Где я? Вы здесь: Журнал › Дети › Воспитание ребенка

Начнём, пожалуй, с умения регулировать собственное пове­дение. Произвольность поведения в дошкольный период связана с этим обстоятельством. Неумение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятель­ности.

Реальный пример

По словам нескольких родите­лей, им трудно усадить ребёнка за уроки в определенное время и сразу включить его в работу, то есть исключить долгую «раскачку». Для некоторых наших детей это уже типичный стиль поведения. Страдают родители, но страдает, будьте уве­рены, и ребёнок. В школе дело обстоит иначе. Здесь учитель действует на ребят мобилизующе. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как учитель. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он или не умеет их давать себе, или не умеет выполнять. Следова­тельно, научить детей учиться — значит научить их организовать внутреннюю умственную деятельность и своё внешнее поведе­ние. Рассмотрим, что можно и нужно делать в таких случаях. Но сразу надо оговориться, что это долгая и нелёгкая работа, не следует ждать мгновенных результатов и опускать руки при первых неудачах.

Первый этап

Научить сосредотачиваться на выполняе­мом деле. Здесь помогут игры (например, лото) которые требу­ют, чтобы ребенок был внимательным. Играть надо строго по правилам, без скидок на возраст. Проворонил какую-то кар­точку, оставил окошко незакрытым, значит, проиграл. Не позво­лять бросать игру и уходить, игра должна быть доведена до конца. Сначала можно дать одну карточку с 6 картинками, затем, когда ребёнок научится внимательно следить за игрой и не делать пропусков, можно ввести ещё одну карточку, уже с 10 картинками.

Второй этап

Выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребёнка зовут ку­шать, он должен немедленно прекратить игру, убрать всё за со­бой и идти к столу (лучше заранее предупредить об этом). Со­вершенно недопустимо позволять малышу игнорировать роди­тельские указания. Надо просто после первого же приглашения пойти к ребёнку и привести его с собой, не давая воли эмоциям, обращаясь с ним твёрдо и спокойно.

Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой маленького школьника. Не нужно требо­вать, чтобы он всё время ходил по «струнке». Пусть у него будет свободное время, когда он остается сам с собой, но очень важно приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой.

Вы, наверное, были свидетелями таких сцен. Ребёнок не столько ест кашу, сколько строит из неё домики и фигурки. А родители не обращают внимания. Пришёл с прогулки, снял один ботинок или валенок и пошел скакать на одной ноге по комнате с другим полуснятым валенком. Смешно. Опять без внимания. Пошел в ванну мыть руки — опять забавы с водой. Родители в таких случаях не должны быть пассивными наблю­дателями. Иначе то же самое будет происходить и во время до­машних занятий. Надо научить, а вернее, приучить ребёнка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не от­влекаясь.

Справившись с этой задачей, можно начать давать ему само­стоятельные поручения, которые должны быть посильны ребен­ку. Потом эти поручения могут перейти в постоянные обязанно­сти. Главное, они должны быть постоянными, и старшие не должны делать за ребёнка то, что он забыл или просто не за­хотел сделать. Умение управлять своим поведением — это общее свойство личности, выработать его в каком-то одном виде дея­тельности невозможно. Оно должно проявляться во всех видах деятельности. В этом случае оно распространяется и на учёбу.

Много может дать все та же игра, правила которой меняются по степени трудности. Можно загадывать друг другу у карты географические загадки (спросить, где море Лаптевых; нашел — плюс, проиграл — минус), устраивать шахматные или шашечные состязания. Полезно читать вместе книги, о чём говорилось в первом классе. Учить чинить утюг, пылесосить, убираться по дому. Не надо думать, что у школьника, кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родитель­ское заблуждение. Человек, которому требуется в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчиты­вать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им.

Теперь о режиме

Казалось бы, не все ли равно, в какое время ре­бенок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выпол­нены. Однако это не так. Специальные исследования показали, что ребята, которые хорошо учатся, имеют твёрдо установлен­ное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Ребята признавались даже, что когда приближался час приготовления уроков, у них пропал интерес к играм. Это не случайно, конечно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий. Надо садиться за уроки в одно и то же время. Поначалу это трудно, но потом становится всё проще.

Все беды детей от нас, взрослых, — родителей, учителей!

Метки: занятия, планирование, привычки, учёба, школа, школьники

Оцените статью