История свадебной фаты

1 0 16160
Где я? Вы здесь: ЖурналСвадьбаОбраз невестыСвадебная мода
Как известно, у каждого народа одно и то же событие празднуется по-разному, потому что существуют разные обычаи, разные правила и веками сложившиеся традиции.

Соответственно, и одежда для таких праздников у каждого народа отличается от одежды соседей. Но есть один элемент одежды, который почти у всех народов во все времена практически одинаковый: это фата невесты. Она может быть прозрачной, как тюль, а может быть темной и тяжелой, она может быть белой, а может красной или золотой, но она все равно присутствует! Это самый древний свадебный символ. Почему же все народы во все времена считали, что у невесты на голове обязательно должно быть какое-то покрывало? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос, окунувшись в историю.

Кстати, кроме фаты, в празднике свадьбы у каждого народа во все времена участвовали еще и цветы. Где-то цветы присутствовали в виде венка на голове, как, например, в Киевской Руси, где-то в виде флердоранжа, как на современных западных свадьбах, где-то в виде гирлянд, как в Индии. Общее одно — они тоже везде и всегда присутствовали. И хоть наш рассказ об элементах одежды, но, рассказывая о фате, невозможно умолчать и о цветах.

Вначале, по устоявшейся у нас традиции, отправимся в Древнюю Грецию. Голову невесты-эллинки в те далекие времена покрывала фата темно-желтого, шафранного цвета из непрозрачной ткани. Этот цвет в Древней Греции ассоциировался с праздником, торжеством и солнцем. Свадьба — обряд зарождения новой семьи, а значит, и новой жизни — напрямую связывалась в представлении древних греков с солнцем, дающим новую жизнь, отсюда и желтый цвет фаты. Фата служила защитой от злых духов и сглаза.

Присутствовали и цветы. Они символизировали дружбу, верность и, конечно, любовь. Самым важным цветком являлась роза. У эллинов существовало поверье, что роза — это дар богов, который родился из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня во всей своей дивной красоте вышла из моря. Увидев прелестную розу, очарованные боги обрызгали ее нектаром, который и придал ей восхитительный запах. (Откуда, правда, взялся нектар, легенда умалчивает, да это и неважно — ведь красивая легенда!).

Кроме роз, прическу невесты украшали стебельки травы, которые символизировали верность избраннику. А уж если голову невесты обвивал плющ, жених мог быть совершенно спокоен: плющ означал, что невеста от него без ума.

В Древнем Риме, как, впрочем, и в Древней Греции, головных уборов практически не носили. Голову невесты украшали шесть уложенных кругом кос, перевитых красной лентой. Поверх прикреплялась желтая или ярко-красная прямоугольной формы фата. Красный цвет у римлян символизировал, с одной стороны, божественность, с другой стороны, — страстную любовь. Плотная красная ткань спадала мягкими складками, оставляя лицо открытым. Особое значение имела длина фаты: она должна была быть непременно до пола. (До сих пор, кстати, существует примета: чем длиннее фата, тем удачнее будет жить женщина в новой семье).

Невеста, чистая, как ангел, и не защищенная от дурных взглядов и злодеяний, без защиты была бы очень уязвимой, поэтому в Древнем Риме, чтобы отпугнуть злых духов, у невесты должно было быть не менее десяти подружек, одетых так же, как и она, чтобы духи не смогли найти среди них невесту и навредить ей. То же самое касалось и жениха. Однако самой главной защитой от духов и сглаза служила все же фата. Римляне считали, что злые духи очень завистливы и поэтому прятали невесту под непрозрачную ткань фаты. Однако длинная фата не только защищала невесту, но и символизировала ее полное подчинение своему будущему мужу. После свадьбы фату с женщины торжественно снимал муж, еще раз подчеркивая этим свою над ней власть. Этот символический жест существует, как ни странно, практически во всех религиях и у множества народов. Где-то фату снимает муж, где-то свекровь, где-то — группа старших женщин рода, где-то — свекор, но везде считается, что этого не должна делать сама невеста. Если же слишком свободолюбивая невеста осмеливалась сама скинуть свою фату, показывая этим, что хочет стоять наравне с мужем, то ее за это ждали большие неприятности, ведь подобный бунт означал неповиновение мужу и жестоко наказывался. Также фату с невесты не должна была снимать ее мать, так как невеста уходила из дома родителей в дом мужа, поэтому власть родителей над ней кончалась сразу после свадьбы. В наше время фату мама невесты иногда все же снимает, как бы провожая свою дочь в замужнюю жизнь своими руками.

В Беларуси до наших дней сохранился обычай снимать фату с невесты свекровью. После снятия фаты невесте повязывают голову красивым цветным платком, и она прощается со своими незамужними подружками в ритуальном танце, прикрывая им голову своей свадебной фатой. Обряд символизирует переход девушки во взрослую жизнь, признание ее мамой жениха полнокровной хозяйкой в доме новобрачных. Обряд очень красивый и трогательный. Раньше считалось: чем больше слез на нем прольется, тем меньше их будет в семейной жизни, и именно по этому обряду оценивали свадьбу. К настоящему времени в Беларуси появились разные варианты этого обычая: фату снимает муж, вытаскивая шпильки, которыми фата приколота. На каждую шпильку он должен сказать комплимент своей молодой жене, а невеста потом надевает снятую фату незамужней подруге, чтобы та поскорее вышла замуж.

В Словакии, кстати, на похожем обряде цветным платком, сменившим на голове невесты фату, связывают потом руки молодоженов, символизируя этим их неразрывность до конца дней.

В Молдове тоже есть похожий обычай, только тут он принял игровую форму. Обряд этот проводится в самом конце вечера, причем невеста должна проигнорировать первые попытки свекрови снять фату и отводить ее руку от своей головы. Это символизирует умение будущей молодой жены постоять за себя в новой семье. И только перед третьей попыткой свекровь, чтобы задобрить невестку, обязательно дарит ей золотое украшение. Тогда уже невеста может сменить гнев на милость и позволить снять с себя фату.

В Латвии в конце торжества — обычно после полуночи — с невесты снимается фата, а в это время гости со свечками поют песню, а после невесте надевают фартучек и косынку, а жениху вручают трубку или сигару. Делается это в знак того, что у них началась настоящая семейная жизнь.

У древних иудеев невеста отдавалась мужу укутанной с ног до головы, включая лицо, в белое покрывало. Таким же образом ортодоксальные иудейки выходят замуж и сейчас, только фата все чаще делается прозрачной.

На Руси цветом чистоты, скромности и девственности издревле считался белый, поэтому в день свадьбы голову невесты покрывал белый полотняный непрозрачный плат. Плат закрывал не только голову, но и лицо: с момента ее согласия на брак невесту по старинному обычаю считали как бы умершей, ее лицо запрещалось видеть кому бы то ни было. Нарушение обычая могло привести к всевозможным несчастьям, грозя будущей молодой семье бесчисленными бедами. В принципе, этот обычай довольно легко объяснялся без всякой мистики и мрачного подтекста: невеста действительно «умирала», но «умирала» лишь для своей семьи, ведь она из нее уходила. И вот в тот момент, когда для своей семьи она уже «умерла», а в новую семью пока еще не пришла, она считалась очень уязвимой для всяческого зла, поэтому и укрывали ее лицо.

Снимали с невесты фату перед уходом молодых из зала, где проходило торжество, и передавали подружке невесты. Сейчас это уже не в обычае, нынче невеста бросает подружкам букет, что является калькой с европейских обычаев, причем не очень старых.

Кстати, интересен и обычай с косами. Девушка на Руси традиционно носила одну косу, символизирующую девственность. Накануне свадьбы существовал обряд прощания с девичьей свободой — девичник. Под печальные тесни косу невесты расплетали и переплетали в две. На свадьбу и во все последующие годы женщина носила две височные косы, уложенные короной на голове. Две косы символизировали замужнюю жизнь, принадлежность к семье мужа и много чего еще.

В совсем стародавние языческие времена, когда люди жили намного свободнее, так как были на короткой ноге с природой — сейчас мы эти способности уже, к сожалению, утратили, — славянских девушек так сильно не укутывали. На голову им опять же водружалась ткань, но легкая, полупрозрачная, которая скреплялась обручем либо кожаным ремешком. Очень часто эту ткань заменял венок из цветов. Такой венок, кстати, до сегодняшнего дня остался в национальном свадебном украинском наряде.

Венок на голове, к которому прикреплялась фата, существовал и в советское время. Расцвет этой моды пришелся на времена нэпа. После, начиная с 60-х годов, фата и венки вместе с ней на какое-то время вышли из моды как символ буржуазности, хотя цветы в виде букета существовали и в те годы. В наше время у невест появилась мода на флердоранж, которая, как считают специалисты, пришла к нам из Испании. В Испании этот маленький букетик делают из бутонов апельсинового дерева: считается, что бутоны апельсинового дерева олицетворяют собой чистоту и невинность.

Венок как символ избранности восходит к героям и знаменитым людям Эллады. Венок как свадебный элемент присутствует у очень многих народов, и не только на свадьбах: итальянцы вместе с серенадой одаривали своих возлюбленных сплетенными цветами, символизировавшими их чувства. В Индии роль фаты часто играл угол сари, которым невеста покрывала голову, закрывая часто и лицо. В разных индийских штатах сари было разного цвета, но, как правило, красного или желтого. В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным цветом, поскольку он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли желтые цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветленным), он возглавил общину учеников-монахов, которым полагалось носить желтую одежду. И по сей день адепты буддизма одеваются в желтое. И в культуре многих исламских стран желтый — это цвет священной коровы, первой жертвы людей Аллаху.

Покрывало на голове у невест широко применялось и на Ближнем Востоке. Есть мнение, что фата в средневековую Европу пришла не как наследство от античных культур, а с Ближнего Востока, пришла при помощи крестоносцев, которые принесли с собой вместо гроба Господня много чего полезного. Рыцарей-крестоносцев поразило, что на Востоке женщины носили покрывало, полностью окутывавшее тело. Первоначально это одеяние представляло собой прозрачную шелковую ткань редкого переплетения, позволявшую женщине видеть окружающий мир. Это покрывало — чадра или паранджа — скрывало женщин от чужих случайных взглядов, придавая женскому облику таинственность и привлекательность. Женщины Востока прекрасно знали, какое впечатление производят, и даже специально душили свои покрывала духами, для того чтобы, проходя по улице, оставлять после себя изысканный аромат, волнующий мужчин.

В общем, как бы там ни было, фата появилась и в Европе. Женщины охотно откликнулись на новую моду; в XIV-XVI веках в Европе господствовал настоящий культ вуалей. Женщины носили их не только на свадьбе, но и в повседневной жизни. В XI-XII веках итальянки, испанки, еврейки украшали свои головки вуалями всевозможных цветов, расшитыми золотыми и серебряными нитями. В XV веке в Центральную Европу вернулась мода на остроконечные шляпы в раннем готическом стиле с длинной вуалью до пят, которая походила на фату. Более короткие вуали носили итальянки, испанки, француженки. Свой современный вид фата приобрела к середине XVIII столетия и с тех пор практически не меняется.

Прежде чем продолжить разговор о фате, давайте разберемся с происхождением этого слова. На латыни fata означает «фея» и вряд ли имеет отношение к куску ткани на голове. В русском языке «фата» считается словом заимствованным; по утверждению Большой Советской Энциклопедии — из санскрита. Однако вряд ли русские заимствовали это слово из санскрита напрямую. Многие ученые-лингвисты придерживаются мнения, что из санскрита, где fata означало «ткань», слово позаимствовали арабы, и там fatа означало «салфетка». У арабов слово взяли турки, и там fota, futa тоже означало «ткань», но не местного, а, предположительно, индийского происхождения. И вот уже благодаря турецкому русский язык обогатился словом «фата», которое на старославянском писалось и говорилось, как в Турции, — «фота».

С XVIII столетия фасон фаты практически не изменился. В XIX в. вошли в моду «шляпки с вуалью», в которых выходили замуж практически все европейки; дошла эта мода и до царской России. С приходом советской власти невесты то использовали фату, то она надолго из моды уходила, объявляясь или пережитком царизма, или мещанским символом…

В Европе же фата не сдавала своих позиций никогда. Основным правилом по-прежнему было закрыть лицо и голову невесты. Лицо в католических странах открывалось только в церкви на венчании, ведь перед Богом лица должны были быть открыты у всех. Откидывал фату с лица невесты вначале отец, когда подводил ее к алтарю, потом жених — несколько позже, когда приходило время поцеловать невесту.

Консервативная Америка долго не хотела привыкать к длинной кружевной фате, и первой американкой, надевшей длинную фату из тончайшего кружева, была некая Нелли Кустис, невеста майора Лоренса Льюиса, являвшегося правой рукой президента Вашингтона. И случилось это не потому, что невеста была какая-то особенно продвинутая в области моды, отнюдь! Она просто выполнила просьбу жениха: однажды тот увидел свою Нелли в окне за кружевной занавеской и долго восхищался ее ангельской красотой. Как интересны бывают пути моды!

В 70-е годы ХХ в. практически во всех европейских странах пошла повальная мода на свадебные платья с капюшоном и на те самые «шляпки с вуалью» из XIX в., но тоже долго не продержалась. Сейчас можно надеть практически любую фату, лишь бы она нравилась, шла невесте и соответствовала стилю платья. Единственная, пожалуй, модель, которая будет смотреться полным анахронизмом и не сойдет даже за винтажный стиль — это длинная фата-занавеска на венке. Вместо фаты сейчас используют и шляпки, и короны, и диадемы, и цветы, перья или жемчуг. Что надеть на голову, каждая девушка теперь решает сама, не оглядываясь на обычаи предков. С одной стороны, это говорит о ее самостоятельности и независимости, с другой стороны, все обычаи возникали не на пустом месте, и наши предки были далеко не дураки, вводя в жизнь то или иное правило. Отказаться от фаты можно только в одном случае: когда выходишь замуж не в первый раз. Сейчас все забыли о прямом назначении фаты — защиты от злых сил — и видят в ней только символ непорочности и девственности, и такой символ чистоты на голове у женщины, второй раз стоящей перед алтарем, немного смешон.

Ведя разговор о фате, нельзя не коснуться еще одного аспекта — свадебного платья, точнее, его цвета. Белого цвета. Однако белый цвет не всегда и не у всех символизировал чистоту, непорочность, радость и т.п. В Индии, например, он до сих пор символизирует траур и невеста не наденет белое платье ни в коем случае. Но в наше время у подавляющего множества народов платье невесты белое. Почему? И как давно белый цвет свадебного платья вошел в обиход?

А между тем в ХVI-ХVII веках надеть белое подвенечное платье могла только «невеста Христова», т. е. девушка, уходившая в монастырь, чтобы посвятить себя Богу. Или очень смелая девушка, или… сумасшедшая. Обычно же невесты шли под венец в платьях голубого или розового цвета. Темные тона также считались непригодными. Только на юге Франции невеста, если боялась докучливости свекрови, могла сшить подвенечный наряд фиолетового цвета, а если хотела, чтобы муж до конца дней сходил с ума от страсти к ней, то надевала бордовое платье. А ирландские невесты шли под венец только в зеленом наряде и чепце с зелеными лентами, ибо в этой стране самым счастливым считался зеленый цвет.

Правда, если вспомнить, что по древним верованиям белый цвет олицетворял непорочность, а девичья непорочность была главной «ценностью» невесты, невольно задумаешься: отчего же тогда столько веков подвенечные платья выдерживались в красно-оранжевых тонах? Так ли уж сильны были отголоски языческого культа солнца? Ведь это уже вторая половина тысячелетия, позади дохристианские верования и костры инквизиции (тоже, кстати, в красно-оранжевой гамме). И, тем не менее, довольно долго подвенечные наряды полыхали солнечно-огненными тонами.

И на Руси в сельской местности свадебное платье вплоть до XIX в. было красным, этот цвет символизировал прежде всего солнце и красоту, недаром в старорусском языке «красный» означал «красивый», вспомните «красну девицу». Интерес но, что слова «красивый» и «красный» — однокоренные.

В Китае свадебное платье и сейчас красное, потому что красный — цвет любви и радости. Красные на свадьбе и свечи, и коробки с подарками, и конверты с деньгами. Именно из Китая к нам пришла традиция, когда жених и невеста во время свадебной церемонии пьют вино из бокалов, связанных красной лентой.

В Японии и в наше время многие японки выходят замуж в таких же кимоно, как и сотни лет назад, да не в простых, а в праздничных, но далеко не белых. На их кимоно расцветают причудливые цветы, поют райские птицы и красуется Фудзияма, и все это выражается буйством цвета. Японки, менее подверженные традициям, сначала надевают белое кимоно, затем красное, а потом обычный европейский наряд.

Жительницы Восточного — американского — Самоа на протяжении многих веков хранили верность традициям и надевали на свадьбу платье, сконструированное (слово «сшитые» тут не подходит) из коры тутового дерева, и корону из живых цветов и жемчуга. Такой свадебный наряд существует и в наше время, хотя самые эмансипированные дамы островного происхождения предпочитают европейские наряды.

У древних греков свадебное платье было белым, однако у них белый цвет символизировал не девственность, как думают многие, а радость и процветание, и белое надевали по любым праздникам, не только на свадьбу. Они даже свои тела в день свадебной церемонии красили в белый цвет.

Марокканские невесты, обильно украшенные драгоценностями, надевают на свадьбу многослойные, расшитые золотыми нитями разноцветные наряды и меняют их 67 раз за церемонию. Главным украшением невесты считается роспись хной на руках и ногах, которую ей делают старшие женщины рода.

Платье невесты из Шотландии могло быть любого цвета, но обязательным был клетчатый платок, окрашенный в цвета клана. Этот платок на плечи невесты накидывал жених и скреплял серебряной булавкой. Был еще одни элемент, обязательно присутствующий на свадьбе: фамильный ремень. Его жених со всей силы затягивал на талии невесты. Чем сильнее его любовь, тем сильнее он затягивал ремень. Так как по шотландским обычаям молодые редко были знакомы до свадьбы, этот обычай практически не вредил невесте, а вот в наше время, когда люди женятся по обоюдной любви, страстный жених мог бы таким ремнем нанести невесте серьезные увечья.

В Иране платья как такового у невесты нет вообще. Платье — это просто большой кусок материи, в который невесту аккуратно заворачивают.

В средние века в Европе девушки выходили замуж в красивых богатых платьях, но они были самых разных цветов. Фасон, как, впрочем, и тип ткани чаще всего зависели от сословия девушки, а также от региона — в каждой области любой страны, какую ни возьми, свадебные платья отличались друг от друга.

Так где же и когда белые платья вошли в обиход? Есть версия, что впервые это случилось в середине XVII в. Есть исторический факт надевания английской королевой Викторией белого платья на свою свадьбу. Считается, что именно ей стали подражать все остальные дамы, и этот обычай — белое платье на свадьбу — не что иное, как дань моде.

Французы же утверждают, что первой была их Анна Австрийская, и именно ее белое свадебное платье стало примером для подражания у дам всей Европы; до этого во Франции долгое время выходили замуж в розовом платье. Как бы там ни было, спасибо этим королевам, которые ввели такой красивый обычай.

Кроме фаты, платья и цветов невесты в руках и на голове, есть еще некоторые свадебные атрибуты, без которых рассказ о свадьбе будет неполным. Например, бутоньерка в петлице у мужчины. В бутоньерку вставляется только один цветок, обязательно такой же, из каких составлен букет невесты. Этот цветок символизирует любовь рыцаря к даме своего сердца. Кстати, во времена средневековья рыцарь брал с собой в сражение какие-либо предметы своей дамы — платок, чулок, сорочку. Считалось, что они приносят удачу воину. Если дама ничего ему не давала — а такое тоже бывало, — рыцарь просто украшал себя лентой цвета герба своей дамы или цветком, который она любила.

Последний свадебный атрибут — кольца. Откуда они взялись и как появился обычай скреплять союз двух любящих кольцами? Обратимся к энциклопедиям. Новая Международная Энциклопедия в 1906 году пишет вот что: «Кольцо на пальце и брачная церемония, в сущности, не имеют никакого отношения к христианской традиции. Такая традиция наблюдалась у иудеев, а также у язычников (например, у нормандцев). Кольцо благословляется священником и надевается на безымянный палец. Считается, что в этом пальце есть вена, которая идет прямо в сердце». Поддержку этой версии мы находим в легенде о Клеопатре, которая в знак любви к своему мужу надела кольцо именно на безымянный палец левой руки. Кстати, весь мир носит обручальное кольцо на левой руке, и лишь в Российской империи, а потом и в Советском Союзе после соответствующего постановления все стали носить кольцо на правой. В первом случае — чтобы отличаться от всех остальных христиан, а во втором, — надо думать, чтобы быть «впереди планеты всей» и отличаться от буржуев.

Легенда о Клеопатре возникла не на пустом месте: считалось, что кольца как символ брака придумали именно египтяне. Кольцо — очень сильный эзотерический символ. Круглая форма кольца — это вечность, бесконечное счастье и любовь между супругами. Кроме символа любви, кольца в Древнем Египте играли роль печати, с их помощью фараоны передавали свою власть и волю через своих представителей. Позже золотые кольца как украшение начали носить богатые египтянки, а серебряные, бронзовые, из стекла или глины — дамы, менее обеспеченные.

Энциклопедия «Британика» в 1911 году пишет, что «надевание кольца при обручении было древней римской традицией. Во времена Плиния консервативная традиция требовала, чтобы кольцо было сделано из чистого железа; золотое же кольцо появилось во II веке. Таковое применение кольца, которое было светским, получило церковное освящение, а формула при надевании существует с XI века». «Римскую» версию поддерживает и «Американская Энциклопедия» в 1926 году: «Обручальное кольцо у римлян было знаком того, что жена имела власть над имуществом своего мужа, иногда к нему был привязан небольшой ключ, символизирующий это». Браки в Древнем Риме совершались на договорной основе типа современного брачного контракта. С самого начала церемония обручения была важнее самой свадьбы, которая была обыкновенным завершением удачного обручения — помолвки. Только намного позже, в IV веке, кольцо стало частью и свадебного обряда. В христианстве использование обручальных колец на свадебной церемонии было разрешено лишь в IX веке Папой Римским Николаем I.

В Древней Греции тоже были кольца, и значение у них было очень интересным. Самое первое кольцо, как утверждают мифы, носил по приказу Зевса Прометей в память о тех днях, когда был прикован к горе. Любовь и кольцо поставили в прямую зависимость дуг от друга впервые тоже в Древней Греции. Кольцо на безымянном пальце левой руки демонстрировало, что у его владельца сердце уже занято. Кольцо на мизинце свидетельствовало, что его владелец к союзу еще не готов, а вот на указательном — наоборот — находится в активном поиске супруги, на среднем - что далеко не новичок в делах любви. Таковой «язык колец» существовал аж до XIX в.

В Европе есть традиция носить кольца с изображением двух рук и двух сердец. Впервые такое кольцо возникло в XVII в. В Ирландии носят кольцо Кладдаг. На нем изображение двух рук, держащих сердце, над которым помещено изображение короны. Если в кольце Кладдаг сердечко повернуто во внешнюю сторону, то это указывает, что человек свободен, если во внутреннюю — обручен либо женат. Такое кольцо носят также во французских регионах Бретани и Нормандии. В Больцано и в Альто Адидже (Италия) существует похожий вариант серебряного позолоченного кольца с двумя руками, которые держат сердечко и пламя.

Надеемся, наш рассказ пригодится тем, кто захочет украсить свою прелестную головку кружевным облаком фаты, а пальчик — изящным золотым колечком. Счастья вам и любви!

Оцените пожалуйста статью:
Нравится 1
Всего голосов: 1
Популярные материалы
Свадебная мода
Альтернатива фате: цветы и свадебные шляпки
Далеко не каждая невеста мечтает надеть фату, но украсить прическу все таки необходимо. Ведь Ваша свадьба — это едва ли не самый торжественный момент в Вашей жизни, а потому стоит воспользоваться привилегией наряжаться. Остановимся на цветах и шляпках, которые с каждым годом становятся модным свадебным аксессуаром, пр…
Свадебная мода
Цвет свадьбы — изысканный бордо
Ваша свадьба запланирована, и вы уже задумались, какую палитру выбрать для своего торжества. Самый модный и т…
Свадебная мода
Образ невесты. Свадебный наряд начинается с белья
Мечты сбываются! Совсем скоро ваша свадьба! Вы с подружками уже от корки до корки проштудировали каталоги сва…
Свадебная мода
Пара слов о моде
Выражения типа «древнеримские (египетские, афинские…) модницы» весьма часто встречаются в научно-популярных о…
Свадебная мода
Свадебная обувь невесты
Свадебную обувь лучше покупать после того, как Вы выбрали платье своей мечты. Поскольку обувь подбирается под …